АУТИЗМ

Аутизм (autos – греческое «сам») - состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внеш-него мира.

Проблема аутизма занимает умы не только врачей и психологов, но и всей прогрессивной общественности мира. Специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН установлен Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма - ежегодно 2 апреля.

За 37 лет практической работы врачом-реабилитологом по лечению травматолого-ортопедических, неврологических больных и инвалидов мною пролечено более 53 тысяч детей и более 26 тысяч взрослых. Среди этого огромного контингента больных и инвалидов детей с аутизмом составило более 1,5 тысяч человек. В начале я их лечил как особых детей с посттравматическими синдромами, но вскоре понял, что им нужно уделять отдельное внимание, что причин аутизма множество, механизмы развития аутизма разные, и лечение в каждом отдельном случае требует тщательного изучения анамнеза и клинического состояния, а также привлечения современных методов доказательной медицины.

Анализ накопленного опыта показывает, что причины аутизма следующие: генетическая (до 5%), врожденная (до 15%) и приобретенная (до 80%). Приобретенных форм аутизма в России больше всего. Их я часто называю «синдромом аутизма» для открытия родителям хороших перспектив лечения ребенка, для оптимизма в прогнозе и повышения мотивации родителей в лечении аутизма их ребенка, у которого перспективная форма аутизма, поддающаяся полному излечению.

Среди приобретенных форм аутизма наиболее ярко и стремительно развивается аутизм инфекционный. При этом и родители, и врачи отмечают острое начало заболевания на фоне вполне нормального психофизического состояния ребенка. Появляется высокая температура, недомогание, слабость, нарушение поведения, расстройство сна, снижение аппетита у ребенка. Обращение в медучреждение приводит к тому, что врачи ставят диагноз арахно-идита, арахно-менингита, менингита, менинго-энцефалита и т. п. Ребенок часто лечится в стационаре с применением сильнодействующих антибиотиков. Но постстационарная реабилитация часто отсутствует из-за заметного прогресса в физическом состоянии ребенка. Обращения к психологам и педагогам не практикуется. Но со временем – спустя месяцы и годы у таких детей появляются признаки аутизма - уход в себя, в свои внутренние интересы, умственная и эмоциональная отчужденность от внешнего мира, трудности в поведении и негативизм к воспитанию, избегание родителей и сверстников, замкнутость, задержки умственного, речевого и эмоционального развития. Со всеми этими проблемами родители начинают обращаться к разным специалистам, но безутешно. Диагноз аутизм ставится врачами неохотно, ибо эффективных отработанных технологий по диагностике и лечению аутизма в России нет.

Весьма часто встречается аутизм прививочный, развившийся после общепринятых в России прививок: АКДС- анти-коклюшно-дифтерийно-столб-нячной вакцинации, вакцинации от кори, паротита, коклюша, туберкулеза, дифтерии, и других общепринятых прививок. Часто подобное осложнение возникает после прививок заведомо ослабленному ребенку в стадии рекон-валесценции, иммунологически слабым детям, детям с повышенной реактив-ностью и с аллергически настроенным организмом к некоторым видам сывороток. Осложнение в виде появления признаков аутизма после прививок родители также четко замечают, эту причину аутизма весьма четко помнят и рассказывают врачам и педагогам. Аутизм этого вида вызывают обкалывания церебролизином, препаратами пчеловодства и другими средствами, проникающими в кровь минуя печень.

Очень частой в моей практике травматолога - позже – невролога – причиной развития аутизма являлась перенесенная ребенком травма: - травматический аутизм. Это последствия родовых травм головы, шеи, позвоночника, деформации головы, ранний краниостеноз, микрокрания, гематомы на голове, травматические сосудистые пятна на затылке и на лбу, на висках и на лице и т. п. Такие травмы всегда приводят к нарушению притока и оттока крови к головному мозгу, застойным явлениям в ликворных протоках, развитию внутренней и наружной гидроцефалии, которая оказывает сдавливающее влияние на головной мозг и его кровеносные сосуды, лишает мозг полноценного питания и обеспечения кислородом. Возникающая длительная ишемия психомоторных, корковых, лим-бических и базальных центров мозга вызывают самые различные комплексы нарушений у детей, кроме признаков аутизма. Если в формировании аутизма всегда участвует страдание психомоторного центра, находящегося на передних полюсах лобной доли (область третьего глаза), то страдание участков коры лобных и теменных долей ведет к умственно-речевой отсталости.

Посттравматический аутизм вызывает манульная терапия и метод Войта, применяемые на детях, больше всего на шейном отделе позвоночника и голове. Специалисты эти берутся за таких детей, не сделав им рентгенологическое или томографическое обследование. «Я пальцами вижу все !» заявляют наиболее невежественные из них. Пусть это они докажут на суде.

Превалирующее страдание лимбических центров – самых нежных центров головного мозга - формирует эмоциональную агрессию, гиперактивное поведение, синдром дефицита внимания, головные боли, членовредительство, неуправляе-мость, трудности воспитания и обучения и другие нарушения, связанные с нару-шением функции лимбических центров.

Выраженная гипертензия и вызванная этим нейроишемия базальных ядер головного мозга, самых плотных и устойчивых к влиянию внутричерепного давления центров головного мозга, после долгого сопротивлению к формиру-ющейся патологии приводит к постепенному снижению энергетики мозга, слабости и вялости ребенка, отсутствию устойчивости желаний, быстрому утомлению, отвлекаемости, низкой выносливости, плохому сну, пассивности в жизни, подобию лени. Эти нарушения усугубляют симптомы аутизма, лишая родителей оптимизма и настойчивости в лечении подобных больных детей.

Нередко встречается аутизм электропроцедурный, от вредоносного действия электрических методов на детский организм. Действие электропроцедур на детей всегда имеет губительные последствия. Поэтому в медицине СССР электропроцедуры были запрещены детям до 12 лет, а в США до сих пор ограничены детям до 18 лет. В России со времен перестройки наблюдается анархия в электролечении детей. Электропроцедуры назначаются детям с первого года жизни и происходит массовый вред мозгу растущего организма.

Врачи, назначаюшие электропроцедуры на конкретные области тела, преследуют определенные цели стимулирующего воздействия на конкретные суставы, мышцы, внутренние органы и т. д. Но они совершенно не учитывают или не понимают, что за время процедуры через участок тела, подвергаемого электро-процедуре, за 1 минуту протекает весь объем крови организма ребенка. За десятки минут и десятки процедур форменные элементы крови. белки, ферменты, гормоны, микроэлементы получают такое мощное электрическое воздействие, искажающее электростатические силы пространственной организации биоло-гических молекул и их структуру, извращающие реакционноспособные радикалы живых молекул так, что малая польза от местного воздействия электропроцедуры превращается в общебиологический тотальный вред на организм. Сравните циф-ры: электростатические силы молекул крови, сохраняющие их трехмерную структуру, меньше 1 микровольт. При электрофорезе детей через ткани пропус-кается ток от 2-5 милливольт. Протекаюшая в области электрофореза кровь получает электрическую перегрузку в 1000 раз больше, чем общепринято для крови как биологической ткани. Вот эта электрически агрессивная жидкость – перезаряженная электричеством кровь во время и после электропроцедур разносится по телу, поражая нервные центры, эндокринные железы, иммунные органы, кроветворный костный мозг, половые органы с их генетическим наслед-ственным хромосомным материалом ядер клеток и т. п. Испорченная кровь ока-зывает на них вредоносное действие, портит органы размножения и вызывает дефективность и уродства у будущего потомства этих больных. Приходится говорить об этом с большим сожалением, признавая общепризнанный ранее в СССР и в современных западных странах негативное отношение к электро-процедурам на детях.

Дорогие читатели! Никогда не допускайте проведения электропроцедур детям до 12 лет, а ослабленным – до 18 лет. Отказывайтесь категорически, кто бы их не назначил. Вы имеете на это право согласно международной Конвенции по защите прав ребенка. В эту Конвенцию Россия вступила давно. Знайте и действуйте !

Уважаемые представители Минздрава РФ! Запретите применение электро-процедур детям до 12 лет! Уважаемые депутаты, добейтесь этого!

Причиной аутизма реже, чем травмы, является кровоизлияние в мозг – геморрагический аутизм, особенно в лобные доли и их полюса, в зону психомоторных центров. Диагностировать их лучше всего помогают методы КТ и МРТ (компьютерная и магниторезонансная томографии). Причинами этого служат также родовые травмы головы, черепно-мозговые травмы, стимуляция родовой деятельности, крупный плод, узкий таз у женщины-роженицы. В быту часты прямые удары в лобную часть, падения, прыжки с высоты, ныряние с высокого уровня, электростимуляции головного мозга, мануальная терапия, метод Войта, резкое снижение внутричерепного давления при спинальной пункции., вызывающее в головном мозге множественные очаги кровоизлияния (геморрагии) вследствие резкого падения внутричерепного давление из-за быстрого и обильного выхода ликвора при спинальной пункции. Поэтому большинство больных отказыватся от спинальных пункций - народ наслышан об ее опасности, хотя истинной причины опасности и не знает. Стояние на голове, кувыркания, удары по мячам головой в спорте могут также служить причиной кровоизлияния в мозг.

Причиной вышеназванных форм аутизма очень часто является гидроцефалия (водянка) разной степени. В норме объем ликвора в голове - 7-8% объема мозгового черепа. Лишняя ликворная жидкость в голове незаконно занимая законное место мозга, сдавливает его, его сосуды и уменьшает поступ-ление кислорода к нервным клеткам. Величину внутричерепного давления увеличивают многие медикаменты: винпоцетин, глиатилин, инстенон, кавинтон, когитум, кортексин, мидокалм (внутрь), ноотропил, пантогам, пантокальцин, пирацетам, фезам, церебролизин, энцефабол, элькар и др. Все они категорически противопоказаны детям с гидроцефалией и внутричерепной гипертензией. Общий массаж, гидромассаж, вибромассаж, интенсивный ручной массаж повышают внутричерепное давление, усиливая приток крови к мозгу в условиях плохого оттока. Поэтому их нельзя проводить при наличии гидроцефально-гипертен-зионного синдрома.

Гидроцефалию могут помочь выявить доступные в наше время томографи-ческие методы и УЗД (ультразвуковая диагностика). А более точную диагностику и лечение проводит наш Центр. Массовая помощь нашего Центра в наше время очень доступна - звонки по мобильному телефону в наш Центр никого не разорят и дадут правильное лечебное поведение родителям к своему чаду по многим вопросам, в том числе по медикаментам, которые нельзя применять, чтобы не вредить мозгу ребенка, не разобравшись. Врачебные назна-чения требуют их многократной проверки самыми точными методами - врачебный глаз даже лучших врачей - это не рентген, не МРТ и не микромоторная диагостика.

Вышеназванные причины являются главными и часто встречающимися при аутизме у детей России. Все они относятся к приобретенным формам аутизма и составляют, по нашим данным, до 80% общего числа детей-аутистов. В западном мире, кроме названных причин, главенствующую роль в этой группе отводят токсическому аутизму. Основными токсическими факторами там (и у нас также) является чрезмерное применение лекарственных средств. Кроме этого, подчер-кивается малая доля натуральной пищи в рационе, обилие искусственных напитков, синтетических заменителей пищи, пищевых добавок, заменителей молока, сыра, фруктов, хлеба. Искусственное вскармливание, вскармливание новорожденных чужой женщиной, использование гормональных стимуляторов аппетита наносят непоправимый вред здоровью ребенка. Цивилизация и урбанизация делают некачественными питьевую воду, вдыхаемый воздух, носимую одежду, обувь и многое другое. Очень частой причиной токсического аутизма выступает наркоз в различных видах.

Очень значительной причиной токсического аутизма в России стало широкое необоснованное применение самых ядовитых препаратов в медицине - солей вальпроевой кислоты (депакин, конвулекс, конвульсофин, энкорат и др.) Так как у многих детей с аутизмом встречается судорожный эписиндром по причине той же выраженной ишемии головного мозга - нехватки кислорода - нейроишемический эписиндром лечат вальпроатами и другими наркотическими противоэпилептическими препаратами, как-будто это генетическая эпилепсия, которой в России меньше 5 процентов. Но дань западной моде или западному давлению расширяется - применение вальпроатов не только при судорогах, но и при задержках развития, гиперактивном поведении, при нарушениях на энцефалограмме с повышением вольтажа ритмов мозга - под названием «бессудорожной эпилепсии» ( выдумки докторов-шизофреников), хотя все эти явления свидетельствуют об ишемии отделов мозга и чудесно исчезают на фоне кислородной терапии. Длительное применение вальпроатов, немного подавляя судорожную активность, приводит к резкой задержке умственного и речевого развития. И в итоге появляется новая форма аутизма – умственно-речевая, оправдывая вечность диагноза «аутизм» и «правоту» горе-врачей. Таким образом, токсическая форма аутизма в стране нарастает искусственно, многие другие формы аутизма трансформируются в токсический аутизм. А эффективных программ лечения токсического аутизма в стране нет. Начинается необоснованное движение сбора миллионов рублей через телевидение и СМИ для лечения таких детей за рубежом.

Действие токсических факторов является основной причиной врожденного аутизма (до 15%) При этом признается наличие высокой предрасположенности детей к аутизму от матерей, принимавших долго противоэпилептические препа-раты, антибиотики, наркотики, курение, алкоголь, противозачаточные гормоны, косметические средства и косметические имплантанты для улучшения фигуры, внешности и др. Все эти факторы нарушают внутриутробное развитие плода, закладывают в нем высокую восприимчивость и аллергию на применяемые матерью лекарственные и косметические средства. Использование беременными женщинами многих электротренажеров и автоматизированных вибромассажеров также губит здоровье плода, формирует у него аутизм и склонность к нему. Этио-логический врожденный аутизм сильнее всего связан и коррелирует с токси-ческой формой патогенеза аутизма. Поэтому эти формы аутизма на Западе чаще всего лечат гомеопаты.

Частой причиной токсического аутизма выступают чужеродные стволовые клетки, препараты из трупных тканей, обкалывания различными белковыми препаратами сомнительного происхождения.

Наиболее редко в России встречается генетический аутизм - как и все другие генетические заболевания у населения России.- не более 5%. Генетически разнородные браки, создание семей далеко друг от друга рожденными супругами является фундаментом генетического здоровья россиян. Поэтому у англичан, любителей близкородственных браков ради приумножения капитала семей, имеется самый высокий уровень генетических и психических заболеваний. Этиологический генетический аутизм максимально коррелирует патогенети-ческой эссенциальной формой аутизма.

Недифференцированный аутизм, очевидно, являются результатом отсут-ствия точной информации о развитии больного ребенка, или свидетельствуют о недообследованности части из них. Нужно признавать и отсутствие точных мето-дов диагностики аутизма. Наука о причинах и механизмах аутизма только начала развиваться, и нельзя ее считать совершенной.

Таким образом, мы рассмотрели этиологическую - причинную – классификацию аутизма. (см. рис. 1).

Что же касается научных разработок по проблеме аутизма, то лучшим методом структурной диагностики головного мозга является МРТ. Но он не позволяет устанавливать ни причины, ни патогенетические механизмы развития аутизма. В 85-90% случаев при аутизме нет нарушений на МРТ. А пациенты продолжают болеть и болезнь прогрессирует. Разработанная нами впервые в мире микромоторная диагностика головного мозга дополняет и превосходит МРТ глубиной - клеточным и субклеточным - уровнем диагностики нарушений голов-ного и спинного мозга, периферической нервной системы и органов движения.

Широко распространенный в России метод ЭЭГ – электроэнцефалографии - не отличается информативностью при аутизме. Все регистрируемые на ЭЭГ нарушения характерны множеству заболеваний нервной системы, начиная от гриппа и бессонницы. В мире не найдено ни одного графоэлемента на ЭЭГ, специфичного аутизму. Так же, как и эпилепсии. Поэтому метод ЭЭГ в цивилизованном мире не котируется, ибо доказано, что ее клиническая инфор-мативность не более 20%.

Автор этой статьи в 1989 году впервые в СССР защитил докторскую диссертацию по биомеханике опорно-двигательного аппарата. С тех пор его творческие усилия были направлены на разработку биомеханики головного мозга, В 1992 году им совместно с инженерами- радиофизиками и математиками- программистами создан КАПК (компьютерный аппаратно-программный комплекс) «Микромоторика». Он позволяет проводить регистрацию микродвижений и микропульсаций головного мозга с поверхности головы датчиком ускорения и проводить амплитудно-частотный Берг-Фурье анализ полученного сигнала. Метод этот открыл новый канал для объективной регистрации ритмической активности головного мозга как глобально - для всего мозга, так и локально - по отделам мозга. Полученные результаты превзошли все ожидания. На сегодня впервые в мире создана новая наука - биомеханика и патобиомеханика головного мозга на опыте реабилитации более 53 000 детей и 26 000 взрослых больных и инвалидов. Монография под соответствующим названием будет издана 2017 году. Созданный метод назван «микромоторной диагностикой» и давно успешно слу-жит медицинской диагностике опорно-двигательной и нервной систем.

На рис.1, рис. 2 приведены этиопатогенетическая классификация и типичные микромоторные спектрограммы головного мозга в норме и при различных патогенетических формах аутизма.

Как видно из полученных объективных данных, специфичным для аутизма центром головного мозга является психомоторный центр. Без участия психомоторного центра не бывает аутизма. Психомоторный центр всегда присутствует и имеет высокую активность при всех формах аутизма. На спектрограммах при аутизме всегда имеются доминантные и субдоминантные центры активности. Сочетание активности психомоторного центра с другими центрами создает патогенетические формы аутизма.

Активность центра вычисляется в процентах путем сравнения полученного абсолютного результата микромоторной диагностики с показателями нормы в каждом спектральном диапазоне в процентах. Среди полученных цифр в про-центах выделяется максимальный - доминирующая активность, доминанта. Показатель ниже доминанты называется первой субдоминантой, а третий – по величине - представляет вторую субдоминанту. (см табл. 1 и графики 1) Анализ патогенетического механизма развития аутизма по трем ведущим по активности центрам мозга дал нам надежный информативный критерий для сопоставления их с клиническим состоянием больного, для понимания мозговых механизмов развития аутизма. Безусловно полный патогенетический анализ требует рас-смотрения всех 14 спектральных диапазонов, выделенных в микромоторной диаг-ностике уже более чем 20 лет тому назад. Частотные границы этих диапазонов уточнялись в ходе исследований всех двух десятков лет. Поэтому информация, получаемая микромоторным методом, обладает высокой валидностью, надежностью и клинической информативностью, равняясь 95-98%.

Пользуясь этим методом, в головном мозге выделено 14 функционально-частотных диапазонов и структуры двигательной системы мозга, соответствующие им (таблица 1). Проведенные за многие годы исследования позволили обнаружить 7 патогенетических форм аутизма (Таблица 2, 3 и рис.2). При их анализе нужно учитывать, что чем выше цифры активности в процентах, тем выше степень отклонения от нормы, степень нарушения и страдания нервных центров - и головного мозга и вегетативной нервной системы. Очень частым осложнением при аутизме является судорожной синдром - эписиндром нейроишемического генеза, который встречается у детей в любом центре головного мозга при превышении микропульсаций этого отдела выше 300%. При этом никаких генетических семейных причин эпилепсии не обнаруживается. Но многие врачи в панике и не понимая причин истинных судорог, назначают детям на многие годы нарастающие дозы противоэпилептических препаратов, особенно самые токсичные среди них - производные вальпроевой кислоты. Тем самым губят мозг, не оказывая лечения ни аутизма, ни эписиндрома. Это явление – бич российской детской неврологии, выгодный заокеанским «кураторам-гуманистам».

Нами выделено семь патогенетических форм аутизма (рис 1 и 2)

  1. Эссенциальная форма - отличается доминированием активности психомоторного центра на уровне 326% выше нормы. Первым субдоминантным центром является кора головного мозга – 170% Вторым субдоминантным центром является лимбический центр – 145%. Все остальные центры меньше отклонены от нормы. Эта форма чаще всего встречается при генетическом аутизме. При эссенциальном аутизме судорог не бывает, а ишемия психомоторного центра дает чаще всего гиперкинезы.
  2. Умственно-речевая форма отличается доминированием микропульсаций коры головного мозга, - 255% . Первым субдоминатным центром является психомоторный центр - активность 230%. Второй субдоми-нантный центр - лимбический – 135%. Нарушения других центров гораздо ниже. При умственно-речевой форме аутизма при цифрах активности более 300% встречаются судороги с корковым очагом вследствие ишемии коры мозга.
  3. Агрессивно-гиперактивная форма – доминантой является лимбический центр – 298% . Первая субдоминантная активность – психомоторный центр - 266%. Второй субдоминантный центр – таламический болевой центр – 163%. Другие центры менее отклонены от нормы. У таких детей часты жалобы на головную боль. При высоких цифрах активности более 300% встречаются судороги с лимбическим очагом.
  4. Гипоэнергетическая форма. Доминирует активность базальных ядер-330%, Первой субдоминантным центром является психомоторный центр – 248%., вторая субдоминантная активность – нейроишемическая -151% , что отражает их кислородное голодание. Базально – ядерные судороги встречаются часто у детей вследствие ишемии этих ядер при страданиях центра более 300%.
  5. Сосудисто-ишемическая форма. Доминанта - сосудисто-ишемическая активность - 250%. Первая субдоминантная активность – психомоторная – 224% Вторая субдоминанта - нейроишемическая активность – 194% выше нормы.
  6. Нейродистрофическая форма. Нейродистрофическая активность - 307% доминанта. Первой субдоминантой является нейродеструктивная актив-ность – 273%. Вторая субдоминанта - психомоторная активность - 230%. Эта форма чаще всего встречается при токсическом и врожденном аутизме. Ее также можно считать отражением поздних запущенных стадий аутизма.
  7. Смешанная форма. Доминирование здесь психомоторной активности незначительное - 192%. Остальные виды активности нивелированы, нестабильны, переменчивы, составляя 140-180%. Число смешанных форм аутизма стало нарастать от длительного приема вредных препаратов, назначаемых для лечения симптомов аутизма: рисполепта, циклодола, этопиразина и других психотропных средств. Системного лечения аутизма они не дают, но сильно нарушают физиологию головного мозга, нанося огромный вред нормальному развитию детей.

Таким образом, микромоторная диагностика позволяет объективно и количественно идентифицировать центры головного мозга, играющие ведущую роль в патогенезе различных форм аутизма.

Выделенные патогенетические формы легли в основу патогенетической классификации аутизма. Наличие доминирующих центров по активности сыграло в этом ведущую роль. Но кроме 3-4 доминирующих отделов головного мозга, микромоторная диагностика позволяет объективно и количественно оценивать активность еще 10-11 центров. (Табл.1) Анализ их деятельности чрезвычайно важно для изучения полной картины аутизма, всесторонней оценки патофизиологии и патогенеза аутизма, для индивидуального подбора лечебных средств, контроля и коррекции динамики лечения и реабилитации. Накопленный опыт требует его многогранного анализа и развития, особенно изучения корреляции патогенетических явлений с этиологическими факторами. Осознаем безусловную необходимость расширения начатых исследований по аутизму у детей и необходимость вовлечения в эту технологию анализа новых творческих коллективов с новым арсеналом диагностических возможностей. Выражаем свою готовность к широкому сотрудничеству по проблемам биомеханики и патобиомеханики головного мозга при аутизме, эпилепсии, ДЦП и других судьбоносных диагнозах детского и взрослого населения.

Конечная цель любой медицинской науки – практика. Любые разработки ученых должны приносить пользу практическому лечению больных. Не исключение и аутизм. Все вышеназванное используется нами для эффек-тивного лечения аутизма у детей.

Этологическая классификация во многих случаях позволяет выделить одну или несколько причин, вызывающих аутизм. При этом мы применяем все меры, направленные на устранение или уменьшение влияния этих причин на дальнейшее развитие аутизма.

В последние годы за рубежом и у нас в России часть ученых начали предлагать теорию возникновения при аутизме «реперных соединений и молекулярных агрегантов в крови», вызывающих аутизм. Выдвинуты много-миллионные программы для поиска этих веществ. Но почему- то они игнори-руют исследования самого головного мозга, и не учитывают, что все токси-ны образуются в толстом кишечнике и реабсорбируются в кровь при запорах. Бессистемный подход в медицине и биологии не перспективен. Проблема аутизма это проблема комплексная медико-биологическая и педагого-психологическая, но прогрессивные физики и химики должны в ней участвовать .

Особенно великое значение на практике имеет этиопатогенетическая классификация и метод микромоторной диагностики состояния головного мозга. Диагностика механизмов развития аутизма в каждом конкретном случае с выявлением роли, степени участия конкретных центров головного мозга имеет решающее значение для лечения и реабилитации детей с аутизмом.

Нами разработаны принципы реабилитации детей с аутизмом. Основные из них следующие.

  1. Реабилитационная диагностика этиологических причин и патогенетических форм аутизма. Кроме микромоторной диагностики, здесь используются методы рентгенографии, КТ, МРТ, ЭЭГ, УЗДГ.
  2. Формулирование реабилитационного диагноза.
  3. Назначение амбулаторно-семейных этапов ИПР (индивидуальной программы реабилитации) этап за этапом до конечного положительного результата. Длительность каждого этапа 3-4 месяца.
  4. Обучение сотрудниками нашего центра родителей и членов семей всем процедурам, назначенным их ребенку, для выполнения их на дому.
  5. Индивидуальный подбор ребенку ортопедических и малых технических средств реабилитации.
  6. На каждом этапе проводится индивидуальный комплекс реабилитационных мероприятий на дому обученными родителями: биомеханотерапия, ортопе-дические средства, ЛФК, различные виды массажа, магнитотерапия,
  7. Медикаментозная терапия и нутрицевтики сочетаются индивидуально на каждом этапе: рассасывающие средства, сосудистые препараты, энерге-тические добавки, препараты кислорода, повышенные дозы витамина С, микроэлементы медь и цинк, современные иммуномодуляторы, тканевые активаторы, препараты для васкуляризции и реваскуляризации мозга, комплексы поливитаминов с микроэлементами и др. Проводится постепенная отмена вредоносных ненужных для терапии больного препаратов, нар-котиков, психотропных средств.
  8. После каждого этапа проводится оценка этапных результатов : клинически, анкетированием, микромоторной диагностикой, и другими методами инстру-ментальной диагностики по индивидуальным показаниям. По полученным результатам оценки динамики реабилитации проводится назначение проце-дур на следующий этап. Так ведется реабилитация до конечного положи-тельного результата. Длительность реабилитации бывает разной, поэтому требуется высокая мотивация семьи на длительную активную реабилитацию, ибо 80- 90% процедур выполняется дома, в семье. Вылечить аутизм за 1 – 2 месяца нельзя ни в каком учреждении мира ни за какие миллионы. Хотя такие рекламные крючки встречаются. При необходимости больной направляется на консультацию к другим . специалистам, и его консультация используется для улучшения результатов . реабилитации
  9. Оценка конечного результата реабилитации показывает достигнутый уровень реабилитации. При хорошем реабилитационном эффекте лечение прекращается. Больной переводится на диспансерное наблюдение с осмот-ром через каждые 0,5 – 1 год. При недостаточном эффекте после перерыва и отдыха (лучше в санатории или на курорте) курс реабилитации повторяется.

Разработанная нами амбулаторно-семейная реабилитация - самая дешевая в России. Эффективность ее вне конкуренции в стране. Обучение врачей, психологов, педагогов, социальных работников, методистов, медсестер, родителей методам реабилитации аутизма и микромоторной диагностике проводим в виде курсов и циклов через кафедру медицинской биомеханики и семейной реабилитации РАМСР - Российской академии медико-социальной реабилитации (Москва). Заведует кафедрой невролог-травматолог-ортопед-реабилитолог, дмн, профессор, академик РАЕН А. П. Ефимов .

Клинический пример 1. Давно, более 15 лет назад, в Москве ко мне обратился врач, нейрохирург, к.м.н. по поводу аутизма у его сына Арика, 7 лет. Будучи квалифицированным нейрохирургом с достаточно широкими возможностями, и евреем по национальности, он в течение ряда лет провел консультации ребенка в Израиле, США, Германии, Москве и Санкт-Петербурге у известных специалистов. Но никаких положительных результатов не было достигнуто

Ко мне, начинающему врачебные приемы в Москве, в фонде «Помоги себе сам», провинциальному нижегородскому молодому доктору медицинских наук, дан-ный родитель обратился больше с позиций своей профессиональной любозна-тельности. Коль скоро ему везде говорили, что у ребенка генетический аутизм, он на многое не рассчитывал. Но и я взялся лечить ребенка без обещания больших успехов. Но все секреты своей диагностики я обещал коллеге раскрывать для самостоятельной оценки.

Ребенок Арик был ярким аутистом : не интересовался абсолютно внешним миром, уходил в себя и свои мысли, игрушками и предметами не пользовался, говорил отдельные слова и просьбы «пить», «есть» «сикать», не интересовался ничем, не поддавался воспитанию и обучению, засыпал долго с трудом и др. Отличался высокой гиперактивностью.

Первый сеанс микромоторной диагностики озадачил нас обоих. У ребенка на спектрограмме микропульсаций головного мозга оказалось 2 равные доминанты – по 390% - активность психомоторного и коркового центров. Остальные центры были на низком уровне активности.

МРТ диагностика не выявила нарушений в структуре мозга. Лишь имелось расширение субарахноидальной щели за счет наружной гидроцефалии 1-й степени Размер черепа был ниже нормальной величины - 49 см.

Я назначил функциональную рентгенографию. На рентгенограммах было выявлены последствия родовой травмы ШОП: ротационный подвывих атланта влево, подвывих в суставе Крювелье вперед, задний вариант аномалии Кимерле

Полученные данные сопоставлены с результатами микромоторной диаг-ностики. Выявлена компрессия позвоночных артерий и ликворных протоков в ШОП (шейном отделе позвоночника). Стало ясно, почему развилась гидроцефалия наружная над лобным отделом мозга, компремирующая кору головного мозга и психомоторный центр до 390% Столь высокое значение гипертензии было обусловлено не только наружной гидроцефалией, но и микрокранией, компре-мирующей эти центры мозга.

Я поставил диагноз: «Посттравматический аутизм гипертензионного нейроишемического генеза на фоне натальной травмы головы и ШОП с ротации-онным подвывихом С1, аномалией Кимерле и подвывихом в суставе Крювелье вперед, компрессия сосудов ШОП, гидроцефалия наружная 1-й степени, внутри-черепное давление 3-ей степени, микрокрания».

Назначенная индивидуальная программа реабилитации с тракционно- ротаци-онной гимнастикой для вправления позвонков, декомпрессии сосудов ШОП и дегидратации гидроцефалии. Это дало заметные улучшения после 1-го этапа: снизилось ВЧД в психомоторных центрах до 150%, в коре мозга – до 200% :, остальные показатели улучшились, немного увеличившись. Он стал хорошо засыпать, стал спокойнее, улучшился аппетит и поведение, отношение к роди-телям.

Второй этап ИПР преследовал цель васкуляризации головного мозга. После этапа ребенок начал говорить, стал интересоваться книгами, начал изучать буквы, выполнять команды родителей, заниматься с логопедами и педагогами. Появился живой интерес к жизни. Но идти в школу в 1-й класс я им не рекомендовал. Родители согласились. И правильно. За этот год Арик подрос, увеличилась его голова, элементы аутизма постепенно исчезли. За год пройдено еще 3 этапа реабилитации. При этом показатели микромоторной диагностики постепенно пришли к норме. Через год он пошел в типовую школу и начал хорошо учиться. Ко мне они уже не ходили. Но мы подружились с его отцом как коллеги и периодически созванивались. Он стал ко мне направлять других сложных детей. Со слов отца, Арик закончил 4 класса без троек. Учителя хвалят его творческие способности. Но он постепенно начал становиться интеллектуалом благодаря книгам, компьютеру, посещению кружков и общению со старшими. Одно качество стало его выделять среди сверстников – он стал упрямым «нигилистом» в жизни (прозвали его в школе «Базаров в миниатюре»). Это – не патология, а вариант развития личности.

Клинический пример 2 - постпрививочный аутизм у девочки Иры 6 лет.

Обратились родители девочки из г.Иваново по поводу отсутствия речи, гиперактивности, бессонницы их девочки 6 лет. Рождена естественным путем в срок. До 2-х лет росла и развивалась нормально, ни родители, ни врачи нарушений не отмечали. После 2-х лет после проведенной прививки Ира резко переменилась: постепенно перестала говорить, появилась бессонница, нарушения в поведении, непослушание, гиперактивность, агрессия ко всем окружающим. Лечение у местных докторов дало только ухудшение, стала биться головой об стену. Число ударов и их серии постепенно увеличивались, и вот уже 3 года она стучит лбом более 100 раз в день так сильно, что на лбу практически посередине вертикально образовался выпуклый нарост костной плотности, покрытый красноватой воспаленной кожей.

Микромоторная диагностика состояния головного мозга показала, что у Иры имеется высокая активность лимбических центров – 350%, кора головного мозга с ее речевыми центрами страдает на 280%, психомоторный центр имеет активность 210%, таламус – болевой центр – страдает на 180% выше нормы.

Выполнена функциональная рентгенография шейного отдела позвоночника. Травматических нарушений не выявлено. Назначена индивидуальная программа реабилитации, которую выполняли родители дома 3 месяца (1 этап реабилитации). После 1-го этапа реабилитации снизились в сторону нормализации все показатели отделов головного мозга: лимбмческий центр – 260%, кора головного мозга – 190%, психомоторный центр – 160%, таламус – 130%.

Девочка стала спокойнее, улучшились сон, внимание, поведение, стала меньше биться головой, началось восстановление речи и аппетита.

Дальнейшая реабилитация Иры прошла успешно. Прошла всего 4 этапа по 3-4 месяца: перестала биться головой после 2-го этапа, уплотнение на лбу рассосалось, лицо стало красивым. Поведение, речь, сон, аппетит восстановились столь успешно, что она пошла в 1-й класс наряду со сверстниками.

Клинический пример 3 – Павел, 5 лет. Постэлектропроцедурный аутизм. В небольшой уральский город, где родился и проживал Павел с родителями, приехали врачи из Екатеринбурга и провели мощную рекламу о приборе «Дэнас». Павел имел задержку речевого развития, которая не поддавалась лечению в течение ряда лет, и родители обратилась за лечение на аппарате «Дэнас». Провели 5 сеансов. Некоторое возбуждение ребенка после процедур врачи объясняли обычной реакцтей на новую процедуру. Но с появлением бессонницы родители мальчика приняли решение прервать курс из назначенных 10 процедур.

Со временем состояние ребенка заметно ухудшилось :бессонница прогрессировала, речь не появлялась, стал всего бояться, прятаться то людей, перестал слушаться, играть в игрушки, стал отчуждаться от вещей и действий.

После обращения в наш Центр мальчик был обследован рентгенологически, на МРТ, микромоторной диагностике. Рентгенологически нарушений не выявлено, на МРТ исследовании обнаружена наружная гидроцефалия 2-й степени. На микромоторной диагностике обнаружено: страдание коры головного мозга – 345%, психомоторного центра – 310%, сосудистая ишемия – 210%. Высокое внутричерепное давление в коре мозга явилось следствием наружной гидроцефалии и причиной задержки речевого развития. А вот проведение электропроцедур такому ребенку было категорически противопоказано, почему у него поднялись показатели психомоторного центра и начался аутизм по причине появления сосудистой ишемии коры головного мозга, в состав которой входит и психомоторный центр в передних частях лобных долей. Разобравшись во всем, я назначил адекватный курс реабилитации, в резельтате выполнения которого в течение 15 месяцев полностью сформировалась речь и устранена симптоматика аутизма.

Клинический пример 4. Обратилась семья с больной девочкой Дашей 3,7 лет по поводу РДА – раннего детского аутизма. В возрасте 2 лет она перенесла инфекционный менингит с температурой более 41 градуса. Лечилась в больнице антибиотиками более 1 месяца. После выхода из больницы перестала говорить, общаться с родителями, перестала играть игрушками, смотреть детские передачи по телевидению, перестала просить еду и проситься в туалет. Все время стала проводить лежа, в полуспячем неактивном состоянии , постоянно смотрела в одну точку и перестала развиваться. Появилось сходящееся косоглазие. Лечение у разных докторов сводилась к приему рисполепта в возрастающих дозах. В последний год появились ночные судороги с большим напряжением мышц всего тела, от которых она стала ночью просыпаться и громко плакать.

При обращении в наш Центр девочке выполнена микромоторная диагностика, которая показала наличие у ней высокого внутричерепного давления в базальном отделе - 400% выше нормы. Активность психомоторного центра – 340%, а коры головного мозга – 270%.

Больная направлена на МРТ, где обнаружена смешанная гидроцефалия 2-й степени с преобладанием внутренней гидроцефалии - вентрикуломегалия.

Назначена индивидуальная программа реабилитации, направленная на 1 этапе в первую очередь на устранение гидроцефалии. Через 3 месяца показатели микромоторной диагностики уменьшились: показатели бальных ядер – 220%, психомоторный центр- 190%, кора головного мозга – 160%. Клиническое состояние ребенка стало улучшаться

На втором этапе реабилитации упор в лечении сделан на реваскуляризации и росте мозга взамен уходящей избыточной жидкости – ликвора. Кроме мочегонных препаратов, усилена сосудистая и тканевая терапия современными нутрицевтиками. Увеличены массаж отсасывающий и логопедический,, магнитотерапия на краниосакральные пути оттока ликвора, гимнастика адаптивная и пр.

Проведено 4 этапа семейной реабилитации за 1, 5 года. Рисполепт постепенно убран за два этапа. Косоглазие ушло. Судороги прошли окончательно через 2 этапа реабилитации. Микромоторные показатели постепенно нормализовались. МРТ через 1 год лечения показала снижение гидроцефалии до уровня небольшой асимметрии желудочков мозга. Девочка стала ходить, говорить, интересоваться и играть игрушками, стала самостоятельно питаться и ходить в туалет. Ее взяли в группу детсада, стала как все дети посещать детское учреждение и общаться с детьми и воспитателями. Была заметна ее отчужденность вначале среди детей, но постепенно ее поведение стало обычным. И психологи, и педагоги признали, что все признаки аутизма у нее ушли. Прошло косоглазие, восстановилось зрение. Родители остались очень довольными итогами реабилитации.

Клинический пример 5. Мальчик Сергей, 12 лет. Обратилась семья по поводу задержки роста и развития. В свои годы 12 лет он выглядел как 8-летний: маленький рост, маленькая голова, малый словарный запас, физически слабый, не выносливый. Плохой аппетит, плохой сон, плохая успеваемость- ходит в 3-й класс. Не любит общаться со взрослыми и сверстниками, ничем не интересуется, живет механически, по понуждению со стороны.

Изучение семейного анамнеза пролил свет на болезни ребенка. Мать много лет и во время беременности Сергеем продолжала работать на заводе белково-витаминной муки в небольшом городе. Проезжая через этот город, я всегда испытывал влияние смога с неприятным запахом. Город славился обилием олигофренов. И вот Сергей родился с нормальным весом, но с маленькой головой. И все развитие в детстве в родном городе вблизи от завода давалось ему не легко. Он много болел, имел слабый иммунитет.

После поступления в наш Центр на реабилитацию я провел ему функциональную рентгенографию шейного отдела позвоночника,, МРТ головного мозга, ЭЭГ, УЗДГ, клинические анализы крови. Все исследования не выявили заметной патологии.

При микромоторной диагностике обратило внимание, что у него немного выше нормы оказалась активность психомоторных центров, коры головного мозга, лимбических и базальных ядер: 190- 185- 175- 200%. Остальные центры мало отличались от нормы. Картина напоминала смешанную патогенетическую форму аутизма, хотя было больше оснований ставить ему ведущий диагноз «Когнитивные нарушения». Они действительно имели место. Но я поставил ему диагноз для реабилитации « Токсический аутизм с когнитивными нарушениями».

Назначенная программа реабилитации на современном уровне не давало заметных успехов в течение целого года. Но наше упорство постепенно стало вознаграждаться. Прогресс в физическом росте и нервно- психическом развитии у него появился на 2-м году амбулаторно- семейной реабилитации. Ведущую роль в этом сыграли повышенные дозы импортного эль-карнитина , микроэлементов с поливитаминами,, сосудистых препаратов, иван-чая, препаратов папайи, плавание. Все другие необходимые виды препаратов и физиопроцедур применялись, но без особых результатов. На втором году реабилитации Сергей вырос и окреп телесно, вместе с этим появилась и умственная и эмоциональная активность. Он подтянулся в школе на радость учителей и родителей, стал играть в футбол с успехом и с одобрением сверстников. Изменился цвет лица и появилась уверенность в поведении. Появился взрослый аппетит к черному хлебу, к первым блюдам, мясу, салу, острым приправам. Перелом в его жизни был достигнут. Родители и школа остались довольными от длительного упорного курса амбулаторно-семейной реабилитации, которую мы проводили небогатой семье со льготами.

Подобных примеров могу рассказать сотнями. Убеждение известного гол-ландского врача Тинуса Смитса « Аутизм излечим на 100%» поддерживаю вполне в перспективе. Он сам, к сожалению, не успел этого добиться, но прославился на весь мир разработкой эффективной технологии лечения токсического аутизма - изопатии, использующей ничтожные дозы токсинов – нозодов. Его вера строилась на глубоком знании биологии человека и пытливом энтузиазме уникального врача-исследователя. Мы расширяем эти разработки и создаем объективные методы познания интимных механизмов аутизма. Дай Бог всем нам успехов в борьбе с аутизмом - этим сложным психофизиологическим отклонением формирования личности.!

ВЫВОДЫ:

  1. Аутизм является сложным многофакторным заболеванием детей и имеет тенденцию нарастания в последние десятилетия во всем мире.
  2. Основные причины аутизма делятся на генетические, врожденные и приобретенные . Среди приобретенных причин выделяются инфекционные, прививочные, травматические, электропроцедурные, геморрагические, токсические и недифференцированные факторы. Все сказанное лежит в основе предлагаемой этиологической классификации.
  3. Биомеханический метод регистрации микродвижений и микропульсаций головного мозга с поверхности лба датчиком ускорения с последующим Берг-Фурье анализом амплитудно-частотного спектра сигнала, названный микромоторной диагностикой, позволяет объективно оценивать характер нарушений ритмической активности головного мозга при аутизме.
  4. Микромоторная диагностика объективно выявляет различные патогенетические формы аутизма, лечение и реабилитация которых должно проводиться дифференцированно.
  5. Разработанные патогенетические формы аутизма легли в основу предлагаемой патогенетической классификации аутизма.
  6. У каждой патогенетической формы аутизма есть доминантные и субдоми-нантные очаги активности в головном мозге.
  7. Специфической активностью для аутизма обладает психомоторный центр, без участия которого не бывает аутизма. Он всегда присутствует в числе лидирующих очагов ритмической активности головного мозга при аутизме.
  8. Разработанная этиопатогенетическая классификация должна лежат в основе профилактики, лечения и реабилитации аутизма.
  9. Лечение и реабилитация аутизма должны быть комплексными, много-этапными, адекватными причинам и соответствовать формам «как ключ к замку», преследовать конечные положительные результаты.
  10. Профилактика, лечение и реабилитация аутизма должны строиться на базе строгого комплекса противопоказаний, которые должны соблюдаться всеми врачами и должны быть утверждены органами здравоохранения.